»нтернет магазин с 2010 года!

√лавна€ >> ”тилизаци€ автомобилей

”“»Ћ»«ј÷»я ј¬“ќћќЅ»Ћ≈…


“оваров по данному запросу не найдено. —бросить фильтр



∆урнал "јвтомобильна€ промышленность", 2007 год, є 7 
      ”ƒ  629.113/.115.002.8 
       анд. техн. наук –.Ћ. ѕ≈“–ќ¬, ¬ј«

ћировой парк легковых автомобилей в насто€щее врем€ составл€ет ~600 млн. ед., 40—50 млн. из них ежегодно обновл€ютс€, т. е. признаютс€ отслужившими свой срок, снимаютс€ с регистрации и, как правило, поступают на утилизацию. ѕравда, средние значени€ возраста и пробега отслуживших автомобилей в каждой стране свои — все зависит от таких экономических показателей, как средние валовой доход на душу населени€ и число автомобилей на тыс€чу жителей, а также политики государства в данной области. Ќапример, средний возраст снимаемых с учета автомобилей в странах «ападной ≈вропы составл€ет 12—14 лет, а в —Ўј и японии он несколько меньше. ѕотому что, например, в —Ўј действует очень жестка€ и отлаженна€ система страховани€: владельцу автомобил€ после серьезной аварии выплачиваетс€ страховка, и собственником такого автомобил€ становитс€ страхова€ компани€, котора€, в случае трудностей с реализацией, продает его недорого фирме-утилизатору.

 

“ак, по данным фирмы "’онда", средний возраст ее автомобилей, поступивших на утилизацию в штате ћичиган в 2002 г., составил всего семь лет, и практически все детали, сн€тые с них, были реализованы на вторичном рынке, что полностью окупило цену, которую утилизаторы заплатили владельцам автомобилей или страховым компани€м. ƒругими словами, сравнительно ранн€€ утилизаци€ автомобилей "’онда" оказалась выгодной: дл€ фирмы-утилизатора — экономически, дл€ штата — экологически (утилизаци€ получилась практически безотходной).

--------------------------------------------------------------------------
                                          ≈жегодное среднее количество
   “ип автомобильных отходов          автомобильных отходов, млн. т/год, в
                                        ----------------------------------
                                          ‘–√    «ападной ≈вропе    мире
                                                    вместе
--------------------------------------------------------------------------

ѕластмассы                               0,20        0,9            2,6
Ўины                                     0,30        1,3            3,8
ƒругие неметаллические материалы         0,40        1,7            4,4
–абочие жидкости                         0,07        0,3            0,8
ќбразующиес€ при ремонте и техническом	
    обслуживании ј“—                     0,30        1,5            4,0

»того                                    1,27        5,7           15,6
--------------------------------------------------------------------------
“ем не менее абсолютно безотходной систему утилизации автомобилей назвать трудно.   примеру, даже в такой благополучной с этой точки зрени€ стране, как ‘–√ (см. таблицу), при техническом обслуживании, ремонте и утилизации автомобилей ежегодно образуетс€ ~1,2 млн. т нереализуемых, т. е. попадающих на свалку, отходов, а в мире — 15,6 млн. т. » это несмотр€ на то, что за последние 10—15 лет в большинстве про-мышленно развитых стран были организованы подчин€ющиес€ достаточно жестким законам и правилам системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших свой срок автомобилей. ѕричем системы довольно эффективные: в —Ўј, японии и «ападной ≈вропе они утилизируют 35 млн автомобилей, перерабатыва€ 80 % массы каждого из них.

 

ќчень важно и то, что созданна€ в ведущих странах мира специальна€ отрасль промышленности по переработке и утилизации автомобилей занимаетс€ и проблемами вторичной переработки материалов, а также повторного использовани€ подержанных деталей, узлов и агрегатов, реализу€ их по значительно более низким ценам, хот€ эти компоненты зачастую не уступают новым по качеству и ресурсу.

ѕовторное использование компонентов и рецик-линг многих материалов экономически эффективны, решают не только глобальные вопросы экономии сырь€, невозобновл€емых ресурсов и энергии, но и многие другие проблемы.

¬озьмем те же —Ўј. «десь ежегодно на утилизацию поступает 14—15 млн легковых автомобилей, обща€ масса которых составл€ет ~20 млн т. »х перерабатывают более 200 предпри€тий, оснащенных шредерны-ми установками различной производительности. Ќа эти предпри€ти€ работают более 10 тыс. малых предпри€тий, занимающихс€ сбором и демонтажем старых автомобилей. Ќа тех и других зан€то свыше 40 тыс. человек, а ежегодный объем производства оцениваетс€ в 4 млрд долл. —уммарный коэффициент утилизации старых автомобилей составл€ет в среднем 82—83 %, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов, примен€емых в автомобил€х, близок к 100 %.

ѕримерно столько же отслуживших автомобилей ежегодно поступают на утилизацию и в ≈вропе. ¬о ‘ранции их сбор и демонтаж осуществл€ют ~ 3 тыс. операторов, а измельчение и сепарацию — 40 шредер-ных заводов, в √ермании действуют 5 тыс. предпри€тий по сбору отслуживших автомобилей и 47 шредер-ных заводов; 37 шредеров имеютс€ и в јнглии.  роме того, страны «ападной ≈вропы, значительно активнее, чем в —Ўј развивают и экспорт старых автомобилей: по данным ј—≈ј, в 2004 г. в 15 странах ≈— было сн€то с регистрации 11,5 млн. старых автомобилей, а на утилизацию поступили только 7,8 млн., т. е. 68 %. ѕричем самые низкие цифры приход€тс€ на √ерманию, »талию, јвстрию, ѕортугалию. ”читыва€, что во всех странах ≈— действует очень четка€ и жестка€ система контрол€ за утилизацией автомобилей, и отслужившие автомобили просто невозможно где-нибудь выбросить, можно сделать вывод, что в 2004 г. до 3,8 млн старых автомобилей ушли в ¬осточную ≈вропу, –оссию и другие развивающиес€ страны, сн€в тем самым часть экологических проблем с развитых стран ≈вропы.

„то касаетс€ процедуры организации системы рециклинга и утилизации отслуживших свой срок автомобилей в странах ≈—, то она стандартна€. Ёто сбор таких автомобилей с выдачей их владельцам сертификата об утилизации; слив всех эксплуатационных жидкостей; демонтаж экологически опасных компонентов (их перечень установлен ƒирективами ≈—), а также комплектующих, которые можно использовать дл€ продажи как запасные части; передача "остатков" автомобил€ на шредерную установку.

ѕредпри€ти€, осуществл€ющие демонтаж автомобилей, должны иметь специальные лицензию и оборудование. ¬ частности, водонепроницаемые площадки с резервуарами дл€ сбора и раздельного хранени€ всех сливаемых жидкостей, отстойниками и очистител€ми; устройства дл€ обработки и очистки воды в соответствии с санитарными нормами и нормами по защите окружающей среды; системы, обеспечивающие пожарную безопасность мест хранени€ использованных шин, полимеров и других автомобильных компонентов. » все они такое оборудование имеют. ѕричем в основном — давно известное, примен€ющеес€ в других отрасл€х промышленности. Ќо есть и специализированное. Ёто, прежде всего, шредер, который представл€ет собой крупную установку, где специальна€ молоткова€ дробилка сначала разбивает автомобиль на небольшие куски, т. е. превращает в размельченный материал, и одновременно сбивает с автомобил€ краску, ржавчину, окалину и другие загр€знени€. «атем методами магнитной, воздушной, "весовой", а также и ручной сепарации происходит разделение на черный, цветные металлы и легкие фракции, к которым относ€тс€ полимеры, обивка, стекло и т. д. “акие фракции (шредерные остатки) составл€ют 20—25 % массы автомобил€ и подлежат, как правило, захоронению на свалках или сжиганию. ѕричем последнее считаетс€ предпочтительным, поскольку в среднем может быть получено до 1,7—1,9 ћƒж/кг энергии.

Ќо технологии утилизации развиваютс€: уже разработаны и начинают внедр€тьс€ в практику высокоэффективные и экономически рентабельные технологии газификации отходов, позвол€ющие без сортировки перерабатывать практически любой органический бытовой мусор, пищевые отходы, а также автомобильные шредерные остатки в синтетические газы, из которых легко получаетс€ метанол.

Ќельз€ не отметить, что даже в самых современных полных цепочках утилизации отслуживших автомобилей экономически выгодны далеко не все их звень€. ќсобенно организаци€ сбора и транспортировани€ экологически безопасного демонтажа. ѕоэтому во многих странах правительства, региональные и муниципальные органы власти принимают законодательные меры по ликвидации таких "узких мест". ¬ частности, предоставл€ют налоговые льготы организаторам центров по приемке и утилизации отслуживших автомобилей. ќпределенную поддержку об€заны оказывать им также объединени€ производителей автомобилей и дилеры, дл€ чего выработаны различные механизмы распределени€ ответственности между производител€ми автомобилей, поставщиками комплектующих изделий, владельцами старых автомобилей, предпри€ти€ми по утилизации и государственными органами власти. ¬ числе таких механизмов разова€ оплата утилизации владельцем либо при сдаче отслужившего свой срок автомобил€, либо при покупке нового (экологический налог на утилизацию); ежегодный налог на утилизацию, вносимый владельцем при техническом осмотре транспортного средства; об€зательное финансирование утилизации автомобилей их производител€ми (импортерами) и т. д.

“акова зарубежна€ практика. ƒл€ –оссии наиболее перспективным и целесообразным в долгосрочном плане механизмом, думаетс€, следует считать небольшой ежегодный налог на владельцев автомобилей и обеспечение бесплатного приема старых автомобилей в специальных пунктах с выдачей свидетельств об их сдаче на утилизацию. Ёто своего рода стимул: владелец, сдавший автомобиль на утилизацию, прекращает уплату ежегодного налога.

Ќо такое решение — именно в долгосрочном плане. –еальна€ же ситуаци€ с отслужившими свой срок автомобил€ми в –оссии на прот€жении многих лет не вызывала значительного беспокойства ни у населени€, ни у правительства. Ћегковых автомобилей в нашей стране всегда было и все еще значительно меньше, чем в других промышленно развитых странах мира. Ќо в последние годы положение динамично мен€етс€. ќбщий автомобильный парк и темпы продаж легковых автомобилей устойчиво растут. Ќапример, только за 2004—2005 гг. — на 30 %. ѕричем половина зарегистрированных и состо€щих на учете легковых автомобилей имеет возраст 10 лет и более. ¬ результате брошенные автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты можно встретить везде — во дворах домов, вдоль дорог, на неорганизованных свалках; при выполнении работ, св€занных с ремонтом, техническим обслуживанием, мойкой идет накопление изношенных деталей — шин, аккумул€торных батарей, стекол, металлических и полимерных изделий, отработавшего масла и других эксплуатационных жидкостей, которые в лучшем случае просто вывоз€тс€ на свалки.

ѕричины такого положени€ очевидны: отсутствие у автовладельцев заинтересованности в сдаче, у промышленных предпри€тий — в сборе и переработке, а у субъектов ‘едерации — нормативно-правовой базы, стимулирующей и организующей работу системы по сбору и переработке непригодных к эксплуатации автомобилей и их компонентов. Ѕолее того, даже в регионах, где такие акты прин€ты (например, в ћоскве и ћосковской области), утилизации подвергаютс€ только ~17—25 % старых автомобилей.

¬ ближайшие годы объемы отходов во всех регионах –оссии в св€зи с ростом численности автомобильного парка возрастут. —кажем, по расчетам, дл€ ћосквы и ћосковской области в 2007 г. этот рост по черным и цветным металлам, пластмассам и автостеклу составит, по сравнению с 2002 г., 1,5 раза, антифризам — 1,4, нефтепродуктам и шинам — 1,2 раза.

¬ одобренной в 2002 г. " онцепции развити€ автомобильной промышленности –оссии" записано: "¬ цел€х повышени€ экологической безопасности автомобилей в период их полного жизненного цикла решить вопросы законодательного, организационного и технологического обеспечени€ всей процедуры вторичного использовани€ материалов и конструкций"; в приложении к постановлению правительства "ќ техническом регулировании в транспортном комплексе –‘" содержитс€ перечень 14 специальных технических регламентов, которые подлежали первоочередной разработке и введению в действие в 2003—2004 гг., в том числе "”тилизаци€ ј“—, их составных частей и материалов". Ќо приказом є 214 от 22.07.2005 г. ћинпромэнерго утвержден "ѕлан меропри€тий по реализации приоритетных задач " онцепции развити€ автомобильной промышленности –оссии", в котором данный регламент должен быть введен в действие лишь в 2007 г. ќднако распор€жение правительства –‘ от 29.05.2006 г. отодвинуло его разработку на 2008 г. “о есть узаконено отставание по срокам. «арубежный опыт говорит о насто€тельной необходимости федерального закона, устанавливающего единые "правила игры" в сфере утилизации автомобилей на территории –оссии, а также разработки на его основе системы "јвторециклинг", котора€ должна обеспечить решение как минимум шести задач: формирование и применение нормативно-правовой базы, регламентирующей де€тельность всех участников данной системы, включа€ импортеров автомобилей зарубежного производства; развитие инфраструктуры сбора, транспортировани€ и переработки изношенных деталей и автомобилей; создание и реализаци€ механизмов финансировани€ затрат, св€занных с утилизацией автомобилей, ставших непригодными к эксплуатации; формирование требований к предпри€ти€м, занимающимс€ утилизацией автомобилей (сертификаци€ и лицензирование), а также к разработчикам и производител€м отечественных и импортерам автомобилей зарубежного производства; создание и отлаживание системы контрол€ за выполнением положений федеральной программы "јвторециклинг".

ƒругого пути просто нет. » нужно, чтобы свою ответственность за реализацию данного пути пон€ли и прин€ли все — производители, потребители автомобильной техники, работники сервиса, строители дорог, нефт€ники, металлурги, химики. », не в последнюю очередь, — депутаты √осударственной ƒумы и ѕравительство –‘, а также региональные и муниципальные органы законодательных и исполнительных органов власти.